
Надежда Денисова с супругом Сергеем Макаровым и детьми
Надежду Денисову пермяки знают в первую очередь как создателя лицея имени М. В. Ломоносова и детских садов «Ломоносики» и «Маленькая страна». Но на этом ее деятельность не заканчивается: она успешно развивает производство детского питания ООО «Три звезды», театр кукол «Жар-птица» и другие свои проекты и организации. Казалось бы, такая занятость должна занимать всё время. Но Надежда уделяет время троим детям, мужу и общественной работе. Как это удается, с чего начинался бизнес и что происходит сейчас – Надежда Денисова рассказала в интервью National Business.
Первые шаги в бизнесе
– Надежда Алексеевна, вы получили юридическое образование и не один год проработали в транспортной прокуратуре. А потом неожиданно открыли свой детский центр. Как возникла эта идея?
– 2008 год был переломным в моей жизни: совпали разрушение семьи и уход из прокуратуры. Четыре месяца я вообще не понимала, что делать дальше, приезжала в кинотеатр «Семья», смотрела фильмы, один сеанс за другим, смотрела и думала, что же мне делать. Потом решила: нужно организовать детский центр. Сразу зарегистрировала ИП, мама помогла взять кредит.
Сыну на тот момент было уже шесть лет, он заканчивал детский сад. Я всегда любила детей, и моя первая работа связана с ними: с 16 лет два года подряд была вожатой в лагере «Звёздный» и даже заработала свой первый миллион. Правда, тогда на миллион можно было купить два билета до Воронежа, там жила моя бабушка. И в прокуратуре я начинала с надзора за несовершеннолетними.
– То есть решающим моментом стала любовь к детям?
– У меня не только огромная любовь к детям, но и понимание, что может сделать взрослый человек в жизни ребенка, как может повлиять. Мой собственный детский опыт, кто-то назвал бы его травмирующим, дал мне это понять. В детстве были сложные моменты с нянечкой в детском саду и с первой учительницей, которая била меня линейкой. Я начала прогуливать школу и какое-то время оставалась одна наедине со свой бедой. Были и другие сложные моменты, но взрослые замечали мои переживания и в нужный момент поддержали меня, оказали внимание, нашли слова поддержки.
Это мои учителя – Светлана Алексеевна и Лариса Александровна. В моем сердце они будут всегда.
– Почти сразу за детским центром появился ваш первый частный детсад…
– Да, в декабре 2009-го я открыла детский центр на Вышке II, а 1 июня 2010 года детский центр стал детским садиком. Сначала была группа на лето для четырехлетних детей. В ней была девочка с Вышки, два ребенка из Лос-Анджелеса, у которых мама вышла за американца, и двое детей из Москвы – их на лето к бабушке привозили. С некоторыми родителями и детьми мы поддерживаем общение. С 1 сентября 2010 года детский садик «Маленькая страна» стал работать в полную силу.
– С кем-то советовались, когда начинали бизнес? Может быть, учились на каких-то курсах?
– Не знаю, были ли на тот момент курсы. Когда я начинала, шла первая волна частных детсадов – у общества созрела в них потребность, а у государства запрос. Я не знала ни про потребность общества, ни про бизнес, вообще как всё устроено. Советами никто не помогал, ну и до принятия советов нужно дорасти. У меня была предпринимательская жилка, фундаментальные юридические знания и опыт работы в прокуратуре.
В бизнесе пришлось разбираться самостоятельно, и я не боялась сильно ошибиться – такой характер. Позднее, в 2018 году, когда открывала первый лицей, надо было разобраться в строительстве, и я разобралась. Спустя еще семь лет, после нескольких реализованных проектов с экспертными разрешениями, доросла до высокого уровня в проектировании и строительстве.
– Кто вам помогал на первых этапах?
– В 2009 году я стала искать своего первого сотрудника, мне нужен был администратор. Через день пришла девочка, сказала: «Я всё могу, всё умею». Это была Елена Андреевна Полежаева, сейчас – Ухова. Так начался наш совместный путь. Мы быстро поняли, что не всё умеем, не всё знаем, но можем классно преодолевать трудности. Я шла как локомотив, а Елена всегда была человеком, на которого я могла положиться. И вот уже пятнадцать лет мы вместе, сегодня – она мой первый зам и директор двух подразделений. До сих пор преодолеваем трудности и учимся всему новому.
Важные уроки
– Какие трудности тогда возникали и чему они вас научили?
– Уроки жизни в бизнесе я считаю по деньгам, которые потеряла. Первый урок мне стоил 200 тысяч рублей. В бизнес я ушла, хорошо зарабатывая: в прокуратуре была хорошая зарплата, после вела арбитражи, была внешним консультантом в нескольких компаниях. Беззаботное время – и вдруг дефолт, доходы снизились. Решила открывать детский центр, помещение нашла новое, без ремонта, нужны были деньги. Поэтому взяла кредит (мама была поручителем) и потратила всё на ремонт. Денег, правда, хватило только на красивое фойе – всё остальное было уже скромно и доделывалось самостоятельно.
Но детский центр доход приносил небольшой, и пришлось полгода проводить в помещении занятия по йоге, это очень помогло, плюс продолжать юридическую практику. Тогда я поняла, что кучу денег потратила вообще не туда и начинать с ремонта не стоило. Чтобы отбить потраченные деньги, заработать на аренду и заработную плату, работала в режиме 24х7.
– В какую сумму обошелся следующий урок?
– Второй урок жизни был связан с детским садом на Ленина, 10. В этом здании я училась йоге у известного тренера Сергея Устюгова. Привязалась к этому месту, и свой третий садик решила открывать там. У меня всё время так было: как только садик начинал зарабатывать, я не покупала сумку или платье, а открывала следующий детсад.
Нашла помещение, сделала ремонт – и случился очередной кризис, 2014 года. Люди поприжались, испугались. А плата за аренду была очень высокой, у меня два других садика столько не зарабатывали. Я стала просить у собственников снижения арендной платы, так как рынок аренды объективно упал в три раза. Они ответили, что снижать не собираются – имели на это право, я их прекрасно понимаю. Я поняла, что не потяну, поэтому решила расторгнуть договор. Предупредила по электронной почте, что через два месяца съеду. Нашла помещение рядом, в этом же здании, аренда там была в четыре раза меньше, и приготовилась к передаче помещения.
И вот собственник первого помещения приезжает принимать его у меня – и не подписывает документ. Говорит: «Вы, конечно, молодец, что предупредили по электронной почте, но должны были предупредить по почте России». В договоре действительно было прописано про почту, а я не дочитала, недосмотрела. Помещение я передала, выполнила требование об уведомлении через почту, так как меня сразу предупредили, что взыщут аренду еще за два месяца через суд. Я проиграла, урок стоил мне 360 тысяч рублей: это и аренда, и судебные издержки. После этого к договорам аренды я стала относиться предельно внимательно. Благодарна этому уроку, он очень много мне дал.
Помню, ходила на суды с животиком, так как мы со вторым супругом тогда ждали первого общего ребенка.
От детсадов – к лицею
– В какой момент вы поняли, что следующий шаг – собственный лицей?
– В «ПМД» искали арендаторов на помещения по улице Островского, 93в. Предложили под детский сад часть первого этажа – 350 квадратных метров. Я сказала: «Беру всё», – а это 1200 «квадратов». Понимала, что это будет школа, не детский сад. Внутренне созрела. У меня на тот момент уже два года было чувство, что скоро открою школу.
– Откуда в названии появился Ломоносов? Чем он для вас ценен?
– Ломоносов – Гений, он не только великий ученый и великий сын своего Отечества. Он посвятил свою жизнь Просвещению своих соотечественников. Внутри у меня всегда был какой-то трепет перед этим великим человеком. У меня внутри было понимание, что в названии должен быть Ломоносов. Без разницы – школа, лицей или гимназия, лишь бы имени Ломоносова. Но юридические названия были заняты. Четыре ночи я штудировала ОГРН, и вот 28 апреля 2018 года смотрю: во Владикавказе ликвидировали частную организацию «Лицей им. М. В. Ломоносова». Впечатала в Устав и наутро полетела в Минюст. Там очень удивились, что я смогла такое название урвать, и на территории Пермского края 23 мая 2018 года зарегистрировали лицей им. М. В. Ломоносова.
26 марта 2018 года я первый раз была в помещении, где сейчас наш первый лицей (садик «Ломоносики» и начальная школа, по адресу: ул. Н. Островского, 93в.
Договор аренды был подписан 17 апреля 2018 года, это был самый сложный для меня договор аренды.
После подписания договора я начала ремонт и перепланировку. Было снесено 30 процентов стен. Думала о концепции, работниках, и вообще не помню, как за три месяца сделала всё для функционирования детского сада и школы.
Помню, водила по бетону будущего академического директора лицея Елену Николаевну Сокольникову, показывала на разрушенные стены и говорила: здесь будет класс, тут – большой спортивный зал, тут – ресторация. Она кивала и думала, что со мной что-то не так. Так в мою жизнь пришла еще одна Елена – Елена Николаевна Сокольникова.
– Почему организацией питания в лицее занимается ваша компания «Три звезды», а не сторонняя организация?
– Я очень тревожная, и мне нужно, чтобы всё было под моим контролем. У меня уже было девять лицензированных садов «Маленькая страна», где можно было обустраивать маленькие кухни, но потом мы доросли до собственного производства. Я обратилась к профессионалам, и они очень помогли в запуске производства питания. Помогли подобрать грамотного заведующего производством. Надежда Сергеевна два года возглавляла производство, и я ей очень благодарна.
Вообще фундамент – это здоровье детей, образование идет после создания всех условий хорошей образовательной среды.
– Каким вы задумали лицей?
– Я хотела создать сильную школу для способных детей. Понимала, что это будет востребовано. Многие топовые школы через год лишались права отбора в первый класс. Программы должны были стать проще, и у меня всё сошлось: мои внутренние желания и потребность родителей, которые хотят сильное образование.
– Удалось ли воплотить всё задуманное? Что еще в планах развития лицея?
– Да, удалось. У нас работают высококвалифицированные учителя и педагоги, создана образовательная среда, сильная образовательная программа, свой, особый подход к детям, простроенная под наши запросы внеурочная деятельность. Руководство включено во все процессы, замечательное родительское сообщество, и учатся способные, мотивированные лицеисты. Я думаю, это и есть компоненты нашего лицея.
У меня есть очень амбициозная цель – лет через пять войти в рейтинг RAEX по конкурентоспособности выпускников и занять там достойные позиции. Сейчас Пермь представляет только 146-я школа.
Я просто хочу, чтобы лицей стал лучшим, а педагоги гордились собой и своими успехами и местом, где они работают. Чтобы мы гордились лицеистами их победами, достижениями, внутренними ценностями, а воспитанники лицея Ломоносова принесли пользу нашему краю, людям, стране, миру. Время так быстротечно! Всего лишь мгновение – и уже они будут руководить предприятиями, изобретать что-то новое, воспитывать детей, будут государственными служащими, будут жить и работать.
– В прошлом году лицей обзавелся собственным четырехэтажным зданием на улице Максима Горького. Как появился этот проект?
В 2019 году Андрей Борисович Полежаев – главный инженер «Пермглавснаба» и отец моего заместителя Елены Андреевны – рассказал, что компания взяла землю на Горького и там должны построить четырехэтажное здание. Предложил: «Для школы отличное место, возьметесь?» Я на тот момент только получила лицензию на лицей, и была не готова даже думать о новом проекте. И честно думала, что не потяну такой объем.
Там в итоге начали строить медицинскую клинику. Забили сваи, сделали четыре этажа без стен и крыши, каркас здания. Потом в 2020 году началась пандемия, и всё остановилось, медицинский центр отказался от проекта. И вот в мае 2023 года мы с Леной проезжали мимо этого каркаса, и я сказала: «Договаривайся на встречу с гендиректором «Пермглавснаба» Владимиром Петровичем Заниным, нам нужно это здание». Я понимала, что помещений на Белинского и Островского нам уже мало. Созвонились, и оказалось, что к Занину два дня назад приходила другая частная школа – образовательный центр, который хочет взять второй, третий и четвертый этажи. Поступило вот такое предложение от них.
– В итоге выбор сделали в вашу пользу?
– Мы познакомились с Владимиром Петровичем, и я сказала, что хочу взять всё здание: будет лицей с 1-го по 11-й класс. Так как мне важно, чтобы была лицензия и аккредитация, возьму на себя проектирование и курирование стройки. Занин сказал мне, что проанализирует, с кем им будет выгоднее заключать договор. Мои планы были амбициозные и рискованные, была вероятность не получить лицензию на лицей, но я забирала всё здание. Пока принималось решение, анализировалась деловая репутация и темпы роста компании, я просчитывала перспективы на десять лет вперед, считала вложения, анализировала новые требования законодательства к устройству образовательных учреждений. Предпочтение отдали нам, и начался следующий этап переговоров. Пока я не получила экспертное заключение по этому зданию, которое давало мне гарантии (но не стопроцентные, что я получу лицензию на это здание), мы не приступали к разработке проектной документации и строительству.
С июня 2023 года до 1 сентября 2024 года был особенный этап в моей жизни, было непросто. С июня до октября 2023 года я создавала и согласовывала проект, в ноябре получила экспертное заключение от Роспотребнадзора. С ноября 2023 года по февраль 2024-го была разработка проектной документации. И с конца февраля до 15 августа 2024 года происходила стройка. С 15 августа до 1 сентября 2024 года шла основная комплектация лицея. И вот 1 сентября 2024 года мы стартовали. 6 ноября были внесены изменения в лицензию, теперь мы можем давать все уровни общего образования. И сейчас у нас проходит аккредитация по основному и среднему образованию. Это огромная работа, и она продолжается.
– Вы наверняка часто общаетесь с родителями учеников. Почему они выбирают именно ваш лицей?
– Те, кто становятся нашими родителями и доверяют нам своих детей, схожи с нашим видением ценностей, подходом к образованию. У нас 80 процентов родителей предприниматели, они видят мой подход как управленца и работодателя (сейчас во всех компаниях трудится 91 человек), к формированию команды, понимают ценность лицензии и аккредитации, ведь это прозрачность академических результатов детей, это другой уровень подхода и ответственности за образовательный процесс.
– Сотрудничаете ли вы с другими школами Перми?
– Конечно, дети должны выходить из своей среды, общаться, участвовать в конкурсах, олимпиадах. Наши лицеисты принимают активное участие в разных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, не только города, но и России.
– В разговоре вы не раз подчеркнули, что в лицее даете фундаментальное образование. А как относитесь к экспериментам в образовании?
– Я не вижу сейчас экспериментов или чего-то новаторского в образовании. Зачастую это просто маркетинговые, плохо продуманные стратегии. Обычно берут маленькую часть какой-нибудь образовательной технологии, которая давно зарекомендовала себя, и выдают за что-то свое и новое. Поэтому очень негативно отношусь к «школам», в которых могут не вестись многие учебные дисциплины или не выдаваться учебный материал так, как должен быть выдан, сочиняются свои образовательные программы, а иногда дети сами пишут свой образовательный план. Это преступление. К нам порой приходят поступать дети из таких школ или детских садов, и у них отсутствуют пласты знаний, так необходимых по возрасту. Какие-то пробелы мы не сможем восполнить, и нам приходится отказывать. А ведь люди к ним пришли, доверили своих детей, время своих детей, и платили деньги. Это боль.
Я считаю, пора вспомнить всем, что любое образование детей подлежит лицензированию в соответствии с законом РФ. Без лицензии можно только ухаживать и присматривать за группой детей (буквы мы уже не учим, счет тоже), вести педагогическую деятельность напрямую как педагог при наличии образования. Если лицензия на дополнительное образование, то это значит, что ребенок может получать его в этом учреждении не более полутора часов в день, и это программы, которые выходят за рамки школьной программы. Это важно. Тратить впустую бесценное время детей преступно.
Если ты не несешь ответственности за то, что даешь в образовании детям, без умысла или с умыслом, ты крадешь их время.

Ломоносовский бал 2024 года
Общественная работа
– Вкладывая силы в бизнес, вы успеваете еще заниматься общественной работой. В последние четыре года даже возглавляете комитет по образованию ПРО «Опора России». Почему вам это важно?
– Общественная работа у меня была всегда, я открытый человек, готовый прийти на помощь. Уже 12 лет я очень тесно связана с предпринимательским сообществом и органами власти. Опыт у меня значительный. За 12 лет было получено три образовательные лицензии на 14 объектов, две на медицинскую деятельность. Я выигрывала гранты по нацпроекту «Демография», прошла огромное количество проверок. У меня есть опыт работы в надзорном органе и понимание нужд не только предпринимателей и людей, а государства в целом. И мне очень хочется, чтобы частное образование в Пермском крае было на высоком уровне. Ведь от грамотности предпринимателей и исполнения законодательства зависит здоровье, безопасность, знания и будущее наших детей, и не только.
В «Опору России» мы пришли почти одновременно с Ириной Южаниновой, и она через два месяца возглавила Пермское отделение. У Ирины огромная энергия объединять людей, стратегически видеть, и много других бесценных качеств и талантов. С ее подачи был создан комитет по образованию, и вот уже четыре года комитет работает. Сейчас – еще с большей силой. Работает актив, органы власти всегда идут навстречу, выстраивается конструктивный диалог.
Много задач, которые решаем, которые предстоит решить. Предпринимателю, который в начале пути или просто устал идти (такое тоже бывает), нужно сообщество, нужно понять, что не только у него такие проблемы или задачи. Они у нас похожи, и решать их легче вместе.
Сообщество – это сила!
– Нет ли планов построить политическую карьеру?
– Политика – это другое. У меня цели и виденье ближе к государственной службе. Если когда-нибудь государству понадобятся мои знания, компетенции и внутренние качества, то, возможно, да, я вернулась бы на службу. Именно службу. Кто знает, что нас ждет, но я думаю, что это возможно.
Отдых и семья
– Как домашние относятся к вашей постоянной загруженности?
– Семья меня очень сильно поддерживает. Любимый супруг, с которым мы двенадцать лет вместе, понимает, что я деятельная. Говорит, что готов быть рядом и поддерживать меня. Дети всегда рядом, даже со старшим всегда на связи.
– Сложно ли сочетать семью и бизнес? Не говорят ли дети: «Мама, бросай работу и будь только с нами»?
– Нет, так никто не говорит. Во-первых, вечер – это всегда время для семьи, процентов на 80. Во-вторых, в субботу и воскресенье мы всегда вместе, тоже процентов на 90. Всю работу я стараюсь уместить в рабочее время. В приоритете семья и очень узкий круг друзей. Что, наверное, пострадало, так это общение с друзьями, его стало намного меньше.
А на семью и домашние дела время есть. Я успеваю и приготовить еду, и погладить рубашку ребенку, и побыть с дочерью. Часто дочь делает дома домашнюю работу, она не всегда успевает сделать ее в лицее, и мы смеемся над сложностью заданий. Я шутя говорю: «И кто это все придумал?» (Улыбается.)
– А хватает ли времени на хобби при таком ритме жизни? Что вас вдохновляет?
– Уже много лет меня вдохновляют горы. Иногда я езжу с подругой, она уже 12 лет живет в другой стране, и место нашей встречи – часто Гималаи. Иногда муж присоединяется в поездках. Гималаи и Саяны – это моя любовь. Останавливается ум, и на вершинах открывается красота Природы, все тяготы и заботы отступают. Когда я принимала решение по строительству корпуса на Горького, я совершала переход на высоте 5360 метров над уровнем моря. Я горжусь этим, это значимо для меня.
Еще с мужем есть традиция уехать вдвоем без детей, это тоже дает силы.
– Успеваете ли что-то читать?
– Последнее – Станиславского «Моя жизнь в искусстве».
Планы на ближайшее будущее
– Прошлый год был отмечен новым зданием лицея. Какие у вас планы на 2025-й? Чем будете удивлять и впечатлять?
– Мне не хочется никого удивлять и впечатлять, просто живу и делаю то, что считаю нужным. Хочется получить аккредитацию и передохнуть от больших проектов, вернуться к образованию, к детям. Поставить на ноги Ломоносовскую школу, это подразделение лицея. Ей скоро исполнится год. В школе отличная от лицея концепция и пока только начальная школа, энергия мягче, больше камерности, математика по Г. В. Дорофеевой, информатика со второго класса, меньше классы.
– Если бы вы могли дать только один совет пермякам, то что сказали бы?
– Беречь друг друга. Сейчас очень быстрое время, мы не успеваем переживать и проживать состояния. Нужно быть аккуратными в том, какими эмоциями и состояниями мы делимся. Хорошим можно делиться, пусть доброты будет больше. А вот если что-то случилось – дайте себе прожить эту эмоцию, это состояние. Пусть пройдет время, хоть какое-нибудь. Часто ситуации не стоят тех выплесков, которые себе позволяют люди, это не приводит ни к чему хорошему. Берегите себя и людей вокруг. Всем добра!