(342) 2-155-177
30. 10. 2020 |
13:00|
Сергей ЛИТВИНЕНКО: «Пандемия мусора Или мусорное сознание?» Экологическая ответственность на нашей совести!

 

Пилотный экологический проект – мобильная система по сбору нефтесодержащих отходов – запустил в Екатеринбурге лидер регионального рынка – утилизирующая компания ООО «Этиламин-Ек». Его реализации не послужила препятствием ситуация, связанная с распространением коронавируса – Компания включена в список социально значимых организаций, имеющих право работать в это непростое время. Деятельность такого предприятия останавливать нельзя, ведь если это произойдет, то опасные нефтеотходы – в нашем городе их образуется более 60 тонн в день – потенциально могут оказаться в водоемах, воздухе, почве, наших легких. Защита окружающей среды, в том числе и городской среды обитания, от загрязнения должна стать первостепенным вкладом в здоровье граждан, – считает генеральный директор утилизирующей компании «Этиламин-Ек», председатель «Комитета по реформированию отрасли обращения с отходами» регионального отделения «Опора России», советник по УрФО президента «Российского Экологического Общества» Сергей ЛИТВИНЕНКО.

 

Сергей Александрович, насколько остро сегодня стоит вопрос о бесконтрольном сбросе нефтесодержащих отходов?

 
Это актуальная и очень серьезная проблема. Немалая часть нефтесодержащих отходов сегодня сжигается либо оказывается на свалках, в заброшенных шахтах, карьерах, даже в канализации и системе городского водоканала. Все это следствие отсутствия упорядоченной системы их сбора. Острота проблемы особенно тесно связана с деятельностью мелких городских транспортных организаций, получивших лицензии на транспортирование отходов, которые забирают их с крупных производств, а куда потом сливают, никому не известно. Раньше в этой сфере у нас существовал некий контроль, представители проверяющих органов ходили и заглядывали буквально в каждый канализационный люк. Однако в один далеко не прекрасный момент вдруг всем – и власти, и крупному бизнесу, и небольшим автопредприятиям – стала безразлична судьба этих отходов. Возникла парадоксальная ситуация: опасные нефтеотходы (отработанные масла, эмульсии, смазочно-охлаждающие жидкости) постоянно образуются, ущерб и природе, и городской среде они могут нанести колоссальный, а никому нет особого дела до того, что с ними происходит после вывоза, например, с какого-нибудь завода или после замены масла в автомобиле. «Какая утилизация, переработка и возвращение во вторичный оборот? О чем вы? Это же ОТХОДЫ, т.е. мусор, и говорить о нем в приличном обществе – моветон». Естественно, что такой ситуацией охотно начали пользоваться недобросовестные участники рынка – заводам стало вдруг нерентабельно платить за утилизацию собственных отходов; автосервисам / автосалонам проще отработку сжечь, вылить в канаву или выбросить в мусорный контейнер, чем декларировать образование и вести учет; мелким частникам-псевдоутилизаторам выгоднее забрать все это по бросовой цене и слить в ближайшем лесочке / ручейке, канаве, чем заморачиваться с переработкой и утилизацией – деньги-то, пусть и небольшие, все равно уже в кармане. И так по всей стране. Более того, хоть сколько-нибудь серьезное наказание за слив нефтесодержащих отходов отсутствует и по настоящее время. У Роспотребнадзора большие штрафы, но он в этом процессе не задействован, а у Росприроднадзора штрафы просто копеечные. Так что проблема системная, а отнюдь не местечковая…

 

 

Со всеми ли участниками процесса утилизации нефтесодержащих отходов сегодня вы находите понимание?

 
С крупными предприятиями-образователями нефтесодержащих отходов, с которыми мы сотрудничаем уже не один год, у нас понимание есть. С мелким и средним бизнесом, а это подавляющее большинство автосервисов и ремонтных мастерских, до недавнего времени не всегда удавалось находить точки соприкосновения. Повторюсь, дело в том, что на протяжении многих лет их деятельность никто не контролировал, и, естественно, отсутствие контроля привело к безответственному отношению. Однако сегодня в обществе все сильнее звучит запрос на личную экологическую ответственность и, как следствие, на экологичное ведение бизнеса. Ориентируясь на подобный слой предпринимателей, на их желание поменять правила работы на рынке в пользу именно более экологически ответственных, мы решили и со своей стороны создать условия, которые должны помочь тем, кто сейчас находится в теневом секторе, выйти из него и начать работать в соответствии с правилами, диктуемыми и нацпроектом «Экология», и заново формирующимся экологическим законодательством. Кстати, определенный прогресс уже есть!

 
Кроме того, в прошлом году мы заплатили очень серьезную сумму налогов в бюджет. И это очень показательно. Ведь при правильно выстроенной системе сбора нефтесодержащих отходов отрасль может приносить стабильный и неплохой доход, а собранные средства в дальнейшем можно направлять на другие важные для города и региона проекты. Поэтому мы считаем, что наша деятельность должна обрести не только понимание, но и поддержку региональной власти. Сегодня у чиновников уже есть желание решать эти задачи. Так, Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, «Комитет по экологии и природопользованию» Администрации города Екатеринбурга готовы оказывать нам информационное содействие путем размещения сведений о работе наших передвижных мобильных пунктов по сбору нефтесодержащих отходов на своих официальных информационных площадках. Серьезный интерес наш проект вызвал и у «Российского экологического общества», и Свердловского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

 

Расскажите о целях и способах реализации вашего пилотного экопроекта…

 
Прежде всего, наш проект направлен на то, чтобы систематизировать всю операционную деятельность, связанную с оборотом отработанных технических масел, а в дальнейшем фильтров и тары, загрязненных ими. В апреле этого года мы обратились за поддержкой к региональной исполнительной власти и получили «добро», представив отраслевому ведомству свою программу внедрения эффективных технологий по обезвреживанию и утилизации опасных для окружающей среды отходов III класса. Презентация проекта «Передвижные Мобильные Пункты», в которой участвовали ведущие городские средства массовой информации, состоялась в середине мая. Мы продемонстрировали, как будет построена работа спецтранспорта, собирающего нефтесодержащие отходы из автосервисов и предприятий. И сейчас, в этот сложный эпидемиологический период, наши Передвижные Мобильные Пункты приема нефтесодержащих отходов курсируют по всем семи районам города Екатеринбурга, собирая и передавая на утилизацию отходы, способные сильно пошатнуть наше с вами здоровье.

 
Кроме того, мы всерьез задумываемся о необходимости создания, формирования и внедрения единой цифровой среды по учету и контролю за оборотом опасных отходов. Уже рассматриваем несколько интересных предложений от ведущих IT–компаний (в том числе и федерального уровня) по реализации и продвижению подобного проекта. Мы всегда открыты к диалогу во всем, что поможет всем нам справиться с существующей «мусорной пандемией».

 
Еще раз хочу подчеркнуть – необходим цивилизованный, структурный подход к организации рынка нефтесодержащих отходов. И мы поставили перед собой главную задачу – создать систему, при которой отработанные горюче-смазочные материалы, все нефтесодержащие отходы были бы вовлечены во вторичный оборот. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы увеличили свой автопарк, приобрели новую технику, которая обслуживает маршруты сбора. Мы расширили штат сотрудников, создали новые рабочие места, взяли на работу несколько диспетчеров и водителей.

 
Стоит отметить, что вся система создается за счет собственных средств «Этиламин-Ек». В планах компании – комплексное строительство новой производственной площадки, модернизация и увеличение мощности нашего текущего производства, после чего оно превратится в современный перерабатывающий завод, который объединит несколько малых предприятий.

 

 
Каких нововведений стоит ожидать всем, кто заинтересован в экологичной утилизации отходов?

 
Одно из нововведений – появление белых контейнеров у мест образования и сбора нефтесодержащих отходов. За контейнерами, в которых содержатся отходы III класса опасности, должен быть установлен централизованный контроль. Мы предложили, чтобы те, кто собирает и / или образует такие отходы в соответствии с кодом ОКВЭД (а это и заводы, и автосервисы, и ремонтные мастерские) должны организовать и установить специальные контейнерные площадки на своей территории, заключив договор с утилизирующей компанией. Таким образом, мы обеспечиваем правильную эксплуатацию таких контейнеров. А места их размещения станут точками накопления, куда смогут складировать нефтесодержащие отходы даже граждане, проживающие поблизости. Пусть даже за небольшую плату. Это лучше, чем сливать отработку, например, в гаражных комплексах или выбрасывать канистры с ней в контейнеры с ТКО. Ведь регоператоры, мало того, что не имеют лицензии на обращение с подобными отходами, так еще и просто не хотят особо заморачиваться с их утилизацией и, как следствие, могут сжигать или закапывать эти яды на полигонах.

 
Как не дать нефтесодержащим отходам попасть в контейнеры с твердыми коммунальными отходами, а максимально вовлечь во вторичный оборот?

 
Нужно работать с населением. Нужно работать с малым и средним бизнесом, в том числе с предприятиями автосервиса, которые отлично понимают, что сталкиваются с отходами этого класса опасности. По закону, на предприятиях должны соблюдаться правила накопления и хранения опасных отходов, должна быть оборудована специальная контейнерная площадка, персонал должен быть обучен работе с опасными отходами. Ответственность за соблюдение всех этих требований должна быть законодательно возложена на руководителей предприятий.

 

Что происходит с нефтесодержащими отходами, когда они попадают к вам?

 
Компанией «Этиламин-Ек» разработана технология, в соответствии с которой отработанные технические масла проходят очистку. Мы отделяем их от примесей, от воды. Проводим, а это уже наше ноу-хау, так называемую восстановительную работу. После чего восстановленный маслокомпонент поступает на площадку производства смазочных материалов. По своим характеристикам производимый нами продукт ничем не уступает тому, который изготавливается из первичного сырья. Техническую воду, которую мы получаем в результате процесса очистки, используем в промышленных целях, все наши парогенераторы на ней работают. В 2018 году нам удалось переработать 8 тысяч тонн нефтесодержащих отходов, в прошлом году эта цифра выросла примерно на 30%. В этом году планируем еще увеличить наши объемы переработки и, соответственно, увеличить выпуск продукции из этого вторсырья.

 
Можно ли схему вашего пилотного проекта масштабировать на другие регионы, другие отрасли?

 
Нужно. Только эту схему надо доработать. Сейчас пройдено 90% пути. Мы договорились о том, каким образом отходы собирать, самое же главное, добились того, чтобы эти отходы, наконец, начали извлекаться из нашей среды. В целом же схема должна работать так: производитель изготавливает какой-то продукт. Далее, использовав его, потребитель перемещает отход от его употребления утилизирующей компании. Последняя извлекает из отхода все возможные полезные компоненты, а то, что осталось, отправляет либо на мусоросжигательный завод, либо на захоронение. Однако в этот момент она должна давать обратную связь производителю об оставшейся неперерабатываемой части отходов, чтобы тот мог на основе собственного анализа менять свою производственную технологическую цепочку на более экологичную. Подобная схема должна быть законодательно закреплена на государственном уровне, лишь тогда этот наш пилотный опыт имеет смысл тиражировать в другие регионы и отрасли.

 

Как, на Ваш взгляд, в масштабах города, региона идеально выстроить процесс сбора, транспортировки и переработки нефтесодержащих отходов?

 
Процесс уже выстроен, мы полноценно по нему идем. Нужно понимать, что главное правило сбора – разделять отходы, не смешивать, к примеру, отработанное машинное масло и охлаждающую жидкость. Если его неукоснительно соблюдать, процесс пойдет без сбоев. И самое важное, улучшится качество жизни населения Екатеринбурга и Свердловской области. Медленными, но верными шагами двигаемся к тому, чтобы постепенно узаконить будущую систему обращения с отходами.

 

 

Получается, что мобильная система по сбору нефтесодержащих отходов – это трамплин к чему-то глобальному, старт для больших экологических реформ или забота об окружающей среде?

 
Наш «Комитет по реформированию» весь 2019 год во всех доступных источниках и на всех площадках рассказывал о сути и значимости проекта для здоровья каждого человека, готовил законодательную, административную и ресурсную базы для запуска. И, наконец, время для его реализации пришло.

 
Однако это только стартовая точка на пути к большим экологическим реформам.

 
Надеемся, что в регионе все же будет реализована слаженно работающая система экотехнопарков, о которых речь идет с майских Указов Президента 2018 года. С этого момента должны начаться глобальные изменения в области переработки отходов, которые смогут вывести регион на новый уровень экологического развития и позволят интегрировать промышленные предприятия в городскую среду, научат их взаимодействовать между собой и сохранять красоту природы нашим потомкам.

 
Мы ответственны за то, что делаем в этом мире, и я очень надеюсь, что при непосредственном участии федеральных и региональных структур и ведомств, с которыми у нас уже установлены рабочие отношения, получится навести порядок в отходоперерабатывающей отрасли.

 
Главное – верить в свои силы, не сворачивать с выбранного пути развития и помнить: все, что делается, это маленькие, но очень важные этапы на пути к реализации благой цели – оздоровлению окружающей нас природы, формированию комфортной и здоровой среды нашего обитания.