24. 4. 2024 |
07:35|
Эксперт-лизинг: движение вверх

lising

 

Компания «Эксперт-Лизинг» — один из крупнейших региональных игроков рынка лизинговых услуг, отмечает этим летом свое десятилетие. К юбилейной дате компания подошла с шестью филиалами и более чем тремя тысячами партнеров. Стоимость имущества, переданного в лизинг клиентам за годы развития, превышает 15 млрд рублей, текущий портфель договоров превысил 5 млрд рублей, собственный капитал компании – более 500 млн рублей. Сергей Цинкевич рассказывает, как работать на рынке в текущих условиях, как выстраивать отношения с партнерами и что компания может предложить сегодня

 

Сергей Цинкевич, руководитель представительства в г. Пермь компании «Эксперт-Лизинг»

Сергей Цинкевич, руководитель представительства в г. Пермь компании
«Эксперт-Лизинг»

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Сергей Степанович, что такое лизинг в России сейчас?
Лизинг в России — отрасль перспективная, но в то же время непростая. За последние несколько лет доля рынка у лизинговых компаний с государственным участием возросла с 35 до 50-60%. И в то же время фактические результаты их деятельности не внушают оптимизма — большинство этих компаний оказываются глубоко убыточными и нуждающимися в докапитализации за счет средств материнских госбанков или напрямую из бюджетных фондов. С другой стороны, большинство частных лизинговых компаний в России чувствуют себя вполне уверенно, их деятельность рентабельна и не требует каких-либо государственных дотаций.
По какой причине?
Наверное, у некоторых менеджеров этих госкомпаний нет цели заработать прибыль и сделать бизнес. Раздать деньги — это, пожалуй, не самое сложное в нашем бизнесе, а вот выстроить процессы и взаимоотношения с клиентами так, чтобы был и возврат этих вложений, — задача непростая.
А что входит в понятие «успешная лизинговая компания»? Может быть, аффилированность к продавцам оборудования или крупному банку?
Аффилированность компании к банкам или продавцам оборудования порой мешает, связывает руки в работе с клиентом. Объясняется это в первом случае существующими у кредитно-финансовых организаций собственными нормативами и стандартами, которые автоматически транслируются и на дочерние лизинговые компании. Мы располагаем достаточным капиталом и сложившимися отношениями с десятком разных банков, поэтому, если мы сами принимаем решение работать с клиентом, финансирование организовать не проблема. Не было ни единого случая, чтобы мы отказали клиенту по причине отсутствия финансовых ресурсов или невыполнения каких-то наших внутренних нормативов. Бывает так, к примеру, клиент понес убытки в одном из последних отчетных периодов. Убытки же бывают чисто технического толка. Но банк и дочерняя лизинговая отказывают в соответствии с их нормативным требованием. Это не наш случай — гибкость в работе с партнерами — одно из наших ключевых преимуществ. В другом случае аффилированность лизинговой компании с поставщиком, с одной стороны, дает ей преимущество в виде возможной большей скидки на приобретаемое имущество для клиента, а с другой — есть привязка к конкретной технике. К примеру, компания связана с производителем грузовиков определенной марки, а клиенту хочется не только большегрузы, но и навеску к ним, пару станков и другое. А компания так не работает. Приходится дробить: в одной компании большегрузы, все остальное — в другой. Клиенту же очевидно комфортнее одной заявкой. Именно поэтому мы пытаемся быть универсальными во всем: от финансирования до видов имущества.
КАДРЫ — ПОЛОВИНА ДЕЛА
А как обстоит дело с кадрами?
Кадры — это, конечно, 50% нашего дела. Да это и не секрет. Любой новый филиал начинается как раз с персонала. Следом идут офисы, клиенты, деньги.

Понятно. А конкуренция с другими компаниями, с игроками федерального уровня, в том числе с госучастием, в чем проявляется?
В гибкости подхода к клиентам, поэтому я с этого и начал. Наш опыт, наша универсальность позволяют нам более лояльно подходить к нашим партнерам в плане работы с поставщиками, с договорами. И, наверное, дает нам возможность оперативно принимать решения. Мы часто идем навстречу требованиям клиентов, которые он не сможет реализовать в компании федерального уровня. Притом, что итоговая стоимость финансирования у нас порой даже ниже, чем у крупнейших лизинговых компаний за счет собственной нормы прибыли. Мы все фондируемся в одних и тех же банках и на схожих условиях: Сбербанк, группа ВЭБ, ВТБ и так далее. Другое дело, что мы своей маржой можем более гибко оперировать и за счет этого быть дешевле.
ГОСПОДДЕРЖКА

Каким-то образом внимание государства к вам проявляется?
Да. Появились эффективные программы поддержки наших клиентов на федеральном уровне. К примеру, скоро год, как в нашей компании действует совместная с Министерством промышленности и торговли РФ программа по субсидированию первоначального взноса в размере 10% (но не более 500 тыс. рублей) на приобретение коммерческого транспорта, произведенного на территории России. Только с начала 2016 года по этой программе продано 17 тыс. автомобилей.
А если клиент хочет получить в лизинг не машины, а станок?
В середине марта компания «Эксперт-Лизинг» вошла в список уполномоченных участников программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности РФ. Эта программа как раз и ориентирована на клиентов, желающих взять в лизинг отечественное промышленное оборудование на льготных условиях. Так, в ее рамках возможно предоставление льготных займов за счет средств ФРП на уплату первоначального взноса по ставке 5% годовых, что очень привлекательно в текущих условиях.

 

Большинство частных лизинговых компаний в России чувствуют себя вполне уверенно, их деятельность рентабельна и не требует каких-либо государственных дотаций

К ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ГОТОВЫ

Какие значимые события на рынке лизинга вы ожидаете?
Все идет к тому, что нам предстоит вход под надзор Центрального банка и лицензирование деятельности, и мы этот процесс поддерживаем. Лизинговая отрасль в отличие от банковского и страхового бизнеса практически не регулируется. Законодательство сейчас позволяет фирмам-однодневкам совершать полукриминальные сделки, используя схему лизинга, поэтому ЦБ и Минфин проводят аналитику отрасли и разрабатывают соответствующие нормативы. Вообще, это планируется к 2018 году, но мы уже сейчас ведем подготовительную работу. Мы полностью перевели текущие процессы на самую современную IT-платформу учета лизинговых операций, постепенно переводим бухгалтерию на международные стандарты финансовой отчетности.
Какой потенциал видите у рынка и у вашей компании в частности?
Все зависит от макроэкономических факторов: уровня инфляции, процентных ставок в стране. Как и кредит, лизинг имеет свою стоимость, сейчас она достаточно высока по объективным причинам: санкции, кризис, геополитика, все вместе.
А рост ставок по кредитам, особенно заметный год назад, повлек за собой удорожание ваших?
Что касается повышения ставок по действующим договорам, то компания «Эксперт-Лизинг» ни разу за 10 лет не изменяла односторонне условия для клиентов в худшую для них сторону. Нам самим банки повышали, но мы не транслировали это на клиентов. По новым договорам, конечно, было удорожание финансирования, но сейчас уже все практически вернулось к 2013-2014 годам, и, надеемся, будет и дальше движение вниз по уровню процентных ставок.
Этой осенью ожидается восстановление деловой активности. Какова ваша оценка?
Надеемся, что «дно» мы прошли. Общее мнение таково — сыграет отложенный спрос. Допустим, работает самосвал, строит на севере дорогу. У него физический срок эксплуатации не более трех лет, больше он ездить не может — хочешь не хочешь, а технику менять придется. Ее чинят, используют другие запчасти, но от процесса обновления все равно никуда не деться. Это обязательно должно придать положительную динамику отрасли.

 

 

г. пермь, ул. ленина, 58а оф. 335 (Бц «любимов») тел. 214-74-00 www.expert-leasing.ru

г. Пермь, ул. Ленина, 58а, оф. 335 (БЦ «Любимов»), тел. 214-74-00, www.expert-leasing.ru

IX бизнес - регата