Компания «Эксперт-Лизинг» — один из крупнейших региональных игроков рынка лизинговых услуг, отмечает этим летом свое десятилетие. К юбилейной дате компания подошла с шестью филиалами и более чем тремя тысячами партнеров. Стоимость имущества, переданного в лизинг клиентам за годы развития, превышает 15 млрд рублей, текущий портфель договоров превысил 5 млрд рублей, собственный капитал компании – более 500 млн рублей. Сергей Цинкевич рассказывает, как работать на рынке в текущих условиях, как выстраивать отношения с партнерами и что компания может предложить сегодня
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Сергей Степанович, что такое лизинг в России сейчас?
Лизинг в России — отрасль перспективная, но в то же время непростая. За последние несколько лет доля рынка у лизинговых компаний с государственным участием возросла с 35 до 50-60%. И в то же время фактические результаты их деятельности не внушают оптимизма — большинство этих компаний оказываются глубоко убыточными и нуждающимися в докапитализации за счет средств материнских госбанков или напрямую из бюджетных фондов. С другой стороны, большинство частных лизинговых компаний в России чувствуют себя вполне уверенно, их деятельность рентабельна и не требует каких-либо государственных дотаций.
По какой причине?
Наверное, у некоторых менеджеров этих госкомпаний нет цели заработать прибыль и сделать бизнес. Раздать деньги — это, пожалуй, не самое сложное в нашем бизнесе, а вот выстроить процессы и взаимоотношения с клиентами так, чтобы был и возврат этих вложений, — задача непростая.
А что входит в понятие «успешная лизинговая компания»? Может быть, аффилированность к продавцам оборудования или крупному банку?
Аффилированность компании к банкам или продавцам оборудования порой мешает, связывает руки в работе с клиентом. Объясняется это в первом случае существующими у кредитно-финансовых организаций собственными нормативами и стандартами, которые автоматически транслируются и на дочерние лизинговые компании. Мы располагаем достаточным капиталом и сложившимися отношениями с десятком разных банков, поэтому, если мы сами принимаем решение работать с клиентом, финансирование организовать не проблема. Не было ни единого случая, чтобы мы отказали клиенту по причине отсутствия финансовых ресурсов или невыполнения каких-то наших внутренних нормативов. Бывает так, к примеру, клиент понес убытки в одном из последних отчетных периодов. Убытки же бывают чисто технического толка. Но банк и дочерняя лизинговая отказывают в соответствии с их нормативным требованием. Это не наш случай — гибкость в работе с партнерами — одно из наших ключевых преимуществ. В другом случае аффилированность лизинговой компании с поставщиком, с одной стороны, дает ей преимущество в виде возможной большей скидки на приобретаемое имущество для клиента, а с другой — есть привязка к конкретной технике. К примеру, компания связана с производителем грузовиков определенной марки, а клиенту хочется не только большегрузы, но и навеску к ним, пару станков и другое. А компания так не работает. Приходится дробить: в одной компании большегрузы, все остальное — в другой. Клиенту же очевидно комфортнее одной заявкой. Именно поэтому мы пытаемся быть универсальными во всем: от финансирования до видов имущества.
КАДРЫ — ПОЛОВИНА ДЕЛА
А как обстоит дело с кадрами?
Кадры — это, конечно, 50% нашего дела. Да это и не секрет. Любой новый филиал начинается как раз с персонала. Следом идут офисы, клиенты, деньги.
Понятно. А конкуренция с другими компаниями, с игроками федерального уровня, в том числе с госучастием, в чем проявляется?
В гибкости подхода к клиентам, поэтому я с этого и начал. Наш опыт, наша универсальность позволяют нам более лояльно подходить к нашим партнерам в плане работы с поставщиками, с договорами. И, наверное, дает нам возможность оперативно принимать решения. Мы часто идем навстречу требованиям клиентов, которые он не сможет реализовать в компании федерального уровня. Притом, что итоговая стоимость финансирования у нас порой даже ниже, чем у крупнейших лизинговых компаний за счет собственной нормы прибыли. Мы все фондируемся в одних и тех же банках и на схожих условиях: Сбербанк, группа ВЭБ, ВТБ и так далее. Другое дело, что мы своей маржой можем более гибко оперировать и за счет этого быть дешевле.
ГОСПОДДЕРЖКА
Каким-то образом внимание государства к вам проявляется?
Да. Появились эффективные программы поддержки наших клиентов на федеральном уровне. К примеру, скоро год, как в нашей компании действует совместная с Министерством промышленности и торговли РФ программа по субсидированию первоначального взноса в размере 10% (но не более 500 тыс. рублей) на приобретение коммерческого транспорта, произведенного на территории России. Только с начала 2016 года по этой программе продано 17 тыс. автомобилей.
А если клиент хочет получить в лизинг не машины, а станок?
В середине марта компания «Эксперт-Лизинг» вошла в список уполномоченных участников программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности РФ. Эта программа как раз и ориентирована на клиентов, желающих взять в лизинг отечественное промышленное оборудование на льготных условиях. Так, в ее рамках возможно предоставление льготных займов за счет средств ФРП на уплату первоначального взноса по ставке 5% годовых, что очень привлекательно в текущих условиях.
Большинство частных лизинговых компаний в России чувствуют себя вполне уверенно, их деятельность рентабельна и не требует каких-либо государственных дотаций
К ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ГОТОВЫ
Какие значимые события на рынке лизинга вы ожидаете?
Все идет к тому, что нам предстоит вход под надзор Центрального банка и лицензирование деятельности, и мы этот процесс поддерживаем. Лизинговая отрасль в отличие от банковского и страхового бизнеса практически не регулируется. Законодательство сейчас позволяет фирмам-однодневкам совершать полукриминальные сделки, используя схему лизинга, поэтому ЦБ и Минфин проводят аналитику отрасли и разрабатывают соответствующие нормативы. Вообще, это планируется к 2018 году, но мы уже сейчас ведем подготовительную работу. Мы полностью перевели текущие процессы на самую современную IT-платформу учета лизинговых операций, постепенно переводим бухгалтерию на международные стандарты финансовой отчетности.
Какой потенциал видите у рынка и у вашей компании в частности?
Все зависит от макроэкономических факторов: уровня инфляции, процентных ставок в стране. Как и кредит, лизинг имеет свою стоимость, сейчас она достаточно высока по объективным причинам: санкции, кризис, геополитика, все вместе.
А рост ставок по кредитам, особенно заметный год назад, повлек за собой удорожание ваших?
Что касается повышения ставок по действующим договорам, то компания «Эксперт-Лизинг» ни разу за 10 лет не изменяла односторонне условия для клиентов в худшую для них сторону. Нам самим банки повышали, но мы не транслировали это на клиентов. По новым договорам, конечно, было удорожание финансирования, но сейчас уже все практически вернулось к 2013-2014 годам, и, надеемся, будет и дальше движение вниз по уровню процентных ставок.
Этой осенью ожидается восстановление деловой активности. Какова ваша оценка?
Надеемся, что «дно» мы прошли. Общее мнение таково — сыграет отложенный спрос. Допустим, работает самосвал, строит на севере дорогу. У него физический срок эксплуатации не более трех лет, больше он ездить не может — хочешь не хочешь, а технику менять придется. Ее чинят, используют другие запчасти, но от процесса обновления все равно никуда не деться. Это обязательно должно придать положительную динамику отрасли.