21. 10. 2018 |
17:31|
Ирина Хакамада: как победить страх общения в эпоху интернета?

hakamada

 

Век информационных технологий не освобождает нас от необходимости искусно общаться. Классическая формула, выведенная на деловом Западе еще в 1990-е: «100% успеха = 80% коммуникации + 20% профессионализма», по-прежнему актуальна,  причем в эпоху нестабильности в еще большей степени. Сбалансированная же коммуникация помогает управлять бизнесом, находить заказы и клиентов даже на дне кризиса, ловить сигналы будущего от умных собеседников, общаться с продвинутыми людьми, влюблять в себя достойных лиц противоположного пола, начинать новую жизнь с новыми партнерами и друзьями. Всего не перечислить

 

ОБ ИСКУССТВЕ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ
В Интернете нет живой человеческой энергии, она не передается даже по скайпу… Так, по-ехали осваивать ресурс общения с людьми во плоти и крови? С живыми.

И что же для этого нужно сделать в первую очередь?
1. Убрать страх. Мой приятель Игорь Золотарев, мастер спорта международного класса по стрельбе, всегда повторяет: «Смелые – это не те, кто не испытывает страха, а те, кто побеждает его».
2. Проявляйте инициативу в общении. Начинайте, а не ждите, когда это сделают за вас другие.
3. Подмечайте детали, обращайте внимание на мелочи и, анализируя их в режиме онлайн, получайте дополнительную информацию о собеседнике.
4. Кстати, когда мы молчим, то сходим за умных. Это привлекает окружающих и тоже не требует от нас специальных усилий. Однако пользуйтесь этим лишь иногда.
5. Улыбайтесь, открыто смотря в лицо собеседнику. Недолго. И с живым интересом в глазах. А то можно улыбаться с холодным взглядом. Так вы будете похожи на профессионального убийцу, что, может быть, хорошо в Голливуде, но не в жизни, при поиске контактов.
6. Научитесь рассказывать анекдоты и шутки. Если люди смеются, то вы победили, прежде всего, самого себя. Самоирония – высший класс!
7. Напишите и выучите топик «Разговор ни о чем»: погода, профессиональные байки, искусство, путешествия, политика, публицистика – сойдет все. Неоценимы в первые десять минут общения. Вы соберете кучу визиток, и процентов пять из них точно сработает.
8. Составьте список нужных контактов и выходите на связь под любым предлогом. Увидите, работает на ура. Люди хотят общаться, особенно, как это ни странно, в эпоху Интернета. Только следите за тем, чтобы быть для приглашенного интересным собеседником!
Ну, вот, если все попробовать – получится сбалансировано общительный человечек. У меня на это ушло лет десять, но ведь никто не направлял! Можно быстрее.

 

Когда мы молчим, то сходим за умных. Это привлекает окружающих и не требует от нас специальных усилий. Однако пользуйтесь этим лишь иногда

СПЕЦИФИКА МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
Но вдруг так случилось, что общаться надо с журналистами. Информационщики – ребята особые, в общении с ними есть своя специфика. Журналистам нужна провокация, событие. Даже симпатизируя вам, они всегда преследуют свою цель: поднять рейтинг издания, а не ваш. Осторожно! Делайте все, чтобы расположить их к себе, но никогда не доверяйте им полностью. Я не говорю о желтой прессе, лучше ее не читать, в суды на нее не подавать, просто игнорировать. Но даже с нормальными изданиями нужно держать ухо востро.

Итак, давая интервью, надо:

•  включить обаяние, но не расслабляться;
• говорить то, что вы хотите донести до делового и профессионального сообщества, а не то, что нужно журналисту. Он всего лишь канал передачи ваших мыслей;
• уважать журналиста и дать ему то, чего он хочет, – событие. Даже банальную мысль можно сформулировать ярко и нетривиально;
• не растекаться мыслью по древу. В этом случае возрастает риск того, что журналист будет находить в ваших словах ложные смыслы. Говорить четко, вкусно, лаконично;
• не реагировать на провокации: не оправдываться, а тут же небрежно, с улыбкой нападать.
Как-то на региональном телевидении девушка строгим голосом, не улыбаясь, спросила меня: «Работа и хорошая мать – вещи несовместимые, вы согласны?». Сразу было видно, что для нее это вопрос риторический – она была согласна.
Я: Вы замужем?
Журналистка (растерявшись): Да.
Я: Дети есть?
Журналистка: Нет.
Я: А если будут, то уволитесь? Вы – не профессионал? Ваша работа – так… промежуточная станция? Я думаю, нет. А значит, и мамой будете хорошей, и журналисткой.
Журналистка: Давайте перейдем к следующему вопросу.
Если идет запись, журналист, возможно, выкинет этот неприятный для него кусок, а в прямом эфире вы окажетесь победителем, косвенно высказав свою позицию, сделав комплимент оппоненту и вызвав уважение аудитории.
На телевидении важно, кроме всего перечисленного, правильно расположить себя в пространстве. Постановка ног, прямая спина, посадка чуть-чуть вполоборота, чтобы оставлять пространство сзади и не делаться плоским, поворот головы, в меру живые руки, улыбка, выражение глаз. Камера все высвечивает: злость, растерянность, страх, особенно на крупных планах. Приучайтесь садиться так, чтобы, даже говоря с журналистом, вы ловили камеру. Ведь ваша цель – контакт со зрителями. Вы не просто ведете диалог с журналистом, а общаетесь с миллионами. Ключ к успеху – контролируемая расслабленность, как у актера, играющего самого себя. Итак, телевизор требует:
• естественности и эмоций;
• контроля за словом и телом;
• обаяния и силы.
Звучит чудовищно сложно! Но все не так страшно. Главное – практика и разбор полетов. В первый раз мало у кого получается, но если анализировать выступления и делать «работу над ошибками», то каждый следующий эфир будет лучше. А если телевизор – не обязательное условие продвижения в профессии, можно и вовсе на все плюнуть. Провались она пропадом – минута славы!