28. 3. 2024 |
23:02|
ТРАНСПОРТ: ГОСУДАРСТВО КАК ЛОКОМОТИВ

Развитие инфраструктуры – один из важных вопросов, локомотивом которого должно стать государство. По мнению спикеров круглого стола, состоявшегося в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром», стабильный рост российской экономики на 3–4% в год должен быть обеспечен необходимой инфраструктурой, иначе России будет сложно показывать темпы роста экономики больше, чем среднемировые. 

По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, рост, который экономика демонстрирует сейчас, в ближайшие годы может упереться в два серьезных структурных ограничения: первое, связанное с рынком труда, и второе – это инфраструктура. Преодоление этих двух ограничений включено в соответствующие разделы постановления президента РФ. В настоящее же время текущая модель финансирования инфраструктуры на фоне значительного сокращения расходов в рамках федеральных и региональных бюджетов привела к тому, что ситуация может характеризоваться хроническим недофинансированием. Де-факто выбранная стратегия бюджетной политики в этой области – это сохранение традиционных подходов к финансированию с сокращением объема расходов, что ведет к формированию так называемой негативной спирали развития экономики, ухудшению кредитоспособности, падению количества инвестпроектов. Результатом становятся низкие темпы экономического развития и сокращение инвестиций в других секторах, что в итоге сказывается на бюджете страны.

Максим Орешкин: «Сегодня доминирующим способом развития инфраструктуры является финансирование проектов за счет бюджетных средств по государственному заказу, причем государство также отвечает и за эксплуатацию построенных объектов. Всё это порождает следующие проблемы: возникает тренд на вынужденное сокращение дефицита, связанного с ухудшением внешней ситуации, который приводит к сужению государством объема инфраструктурных расходов и, как результат, концентрированию на реализации считанных приоритетных инфраструктурных проектов. При этом общее качество объектов инфраструктуры во многих местах остается неудовлетворительным. Весь этот механизм характеризуется значительным удорожанием строительства, срывами сроков, а все риски при текущей системе финансирования несет на себе государство. В содержании объектов существует проблема высоких расходов на обслуживание, которые подъедают и без того небольшой пирог бюджетных средств. Соответственно, имеющийся под- ход стимулирует бороться всех участников этого процесса за выделение бюджетов финансирования, при этом мотивации при- влечь частные финансовые ресурсы развития инфраструктуры зачастую отсутствуют». По словам министра, чтобы преодолеть эти проблемы, нужно заниматься развитием и разработкой плана правительства по развитию инфраструктуры с привлечением частных финансовых инвесторов. Основная задача в рамках данной работы – создать механизм, который будет обеспечивать монетизацию будущих бюджетных эффектов строительства, а также механизм, который позволит оптимизировать как расходы на строительство объектов, так и издержки временной эксплуатации. Модель, которую планируется внедрять, построена на отходе от финансирования строительства инфраструктурных проектов за счет привлечения частных финансовых ресурсов. Обслуживание и погашение задолженности, которая возникает, во многом будет осуществляться за счет получаемых бюджетных эффектов.

Максим Орешкин: «Государство поможет нам в том, что выработает единые подходы к оценке бюджетных эффектов для реализации тех или иных проектов. Говорить мы должны обо всех типах инфраструктуры: это не только транспорт, но и энергетика, и коммуникации, и социальные проекты. Важно также создавать типовые решения, чтобы иметь возможность быстро нарастить количество реализуемых проектов».

Также, по словам эксперта, на законодательном уровне нужно создать единые подходы объединения проектов в рамках федеральной программы, которая будет защищать от возможных претензий тех или иных сторон. Главное, чтобы не было разных трактовок со стороны законодательства, очень важно обеспечить прозрачность и стабильность государственного регулирования, в том числе решений, которые могут серьезно повлиять на экономику проекта. Также важно совершенствовать механизмы привлечения финансирования, сделав возможным создание пулы инвесторов и спонсоров инвестиционных проектов – ими могут стать региональные и федеральные власти, инфраструктурные и частные компании, пользователи, вторичные потребители инфраструктурных проектов. Участие федерального правительства может идти в форме капитальных грантов, платежей за доступность, растянутых во времени, и, конечно же, важный инструмент – предоставление государственных гарантий для качественного снижения рисков по привлекаемому частному ресурсу, чтобы также удешевлять финансирование. Максим Орешкин заявил, что в ближайшее время в министерстве будут разрабатывать дорожную карту, направленную на снижение рисков для участников процесса и снижение издержек.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД» по развитию скоростного и высокоскоростного движения и генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»: «На долю железных дорог сегодня приходится около 80% грузооборота и 40% пассажирооборота. Проблема, с которой мы столкнулись в развитии инфраструктуры, в последнее время имеет три основных тенденции. Первая – обеспечение экономики страны. Здесь происходит изменение структуры и направления грузопотоков, существенный разворот основных грузов на экспорт угля и нефтепродуктов, что увеличило сравнительно небольшие темпы роста погрузки, грузооборот и среднюю дальность на 2000 км. Всё это привело к тому, что сегодня мы имеем максимальные объемы перевозок на Дальний Восток, которых не было даже в СССР, а также на Балтику и Черное море. Второе – существенно изменились условия транзита, увеличился товарооборот между Европой и Азией. Если в тоннах товарооборот за десять лет увеличился менее чем на 8%, то в деньгах – в полтора раза, и сегодня эта тенденция продолжает расти, а потоки из Китая в Европу и обратно выравниваются. Третье существенное направление, которым нужно заниматься, – связность территорий, возможность повышения скоростей, получения организационных эффектов и границ агломерации, к которым стремится население всех стран».

Александр Мишарин отметил, что за последние три года РЖД разместили почти на 300 млрд руб. инфраструктурных облигаций, для финансирования проекта модернизации БАМа и Транссиба привлечены средства ФНП – это один из крупнейших проектов сегодня, который позволяет снять ограничения на перевозки на Дальний Восток. Активно используются такие механизмы, как государственно-частное партнерство и концессия. Проектирование Северного широтного хода позволит не только обеспечивать дополнительный выход к Северному морскому пути, но и существенно изменит географию железнодорожного пути, повысив ее надежность. Важнейшим вызовом является реализация программы развития Шелкового пути, где за последние семь лет объем транзитных контейнерных перевозок увеличился в десять раз – с 30 до 300 тысяч. «Сегодня мы видим, что вполне реальной является цель пере- везти миллион контейнеров из Китая в Европу, которая может быть достигнута уже к 2020 году. Конечно, это потребует определенных инвестиций, и сегодня создание объединенной транспортно-логистической компании – это как раз один из классических успешных проектов реализации этого направления» – добавил Мишарин.

Хироси Мэгуро, генеральный директор ООО Mitsui & Co : «Строительство сибирской железной дороги начали во время войны с Японией, поэтому японцы очень боялись, что русские будут пользоваться данной магистралью в военных целях. Однако сегодня дороги – это абсолютно мирный путь, который нужно использовать для построения гармоничных экономических отношений между странами. Причинами развития китайской экономики за последние 25 лет также послужила хорошая инфраструктура и развитие путей сообщения, однако в России все железные дороги построены больше 100 лет назад. Я считаю, что сегодня нужно заниматься строительством новой сибирской железной дороги, так как количество экспорта из России на Восток – в Японию и другие азиатские страны достаточно велико». 

IX бизнес - регата