13. 12. 2017 |
23:43|
IT-КОММЕРЦИЯ ДОСТИГНЕТ ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

Интерес россиян к покупкам в Интернете в 2016 году снова резко усилился после снижения темпов роста годом ранее. Онлайн-продажи выросли на 21%, составив 920 млрд руб., а уже в 2017-м достигнет 1,1 трлн руб., ожидают аналитики. Иностранные интернет-магазины заняли уже треть рынка, причем доминируют китайские ритейлеры, включая AliExpress: на них приходится 90% всех трансграничных покупок в количественном и примерно половина – в денежном выражении.

Перспективы развития электронной коммерции, интернет-торговли и физического Интернета, решения которого используются для лидеров промышленной логистики, обсудили на международном логистическом форуме в рамках «Иннопрома-2017». По словам Михаила Попова, генерального директора транспортной компании «КИТ», несмотря на общий спад экономики, рост элек- тронной коммерции составляет порядка двух процентов в год, что в денежном эквиваленте ровняется 2,5 трлн долларов рынка. Большой вклад в его развитие вносят Китай и США, выручка которых охватывает две трети всего рынка – $1,5 трлн. Флагманом электронной торговли сегодня является Китай, где прирост достигает 30% в год. В то же время в России рынок в абсолютных величинах сравнительной небольшой – 15 млрд с динамикой 20% в год. Доля продаваемых товаров в Китае составляет 8%, а в России — чуть меньше двух, и если нам удастся вырасти до уровня Европы и США, то наш рынок поднимется до 100 млрд долларов. Михаил Попов: «Рынок развивается, но проблема в том, что мы имеем некоторый дисбаланс. В представленных цифрах нет экспорта, товаров, которые наши продавцы поставляют за рубеж. В структуре экспорта есть сырьевые категории и продукты тяжелого машиностроения, но нет товаров народного потребления. 

Таким образом, наша основная проблема в том, что мы обеспечиваем вывоз капитала с территории страны, но ничем его не компенсируем, а это значит, что с 32 миллиардов мы не собрали налогов. Сегодня у рынка есть определенные идеи, как это можно исправить». По словам предпринимателя, в электронной торговле наблюдается рост, и она все больше влияет на нашу жизнь. Происходит революция в дистрибуции и определенные изменения в торговле. Если раньше существовали производители и посредники, которые обеспечивали ввоз и продажу товаров, то теперь многие бренды переходят на прямую торговлю. Требования клиентов повышаются, увеличивается скорость доставки, качество и ассортимент: всё это заставляет бренды конкурировать между собой, а выигрывают те, кто уделяет внимание развитию бренда и передает логистику на аутсорсинг.

Михаил Попов: «Сейчас мы отстаем в логистическом развитии от наших западных партнеров, которые торгуют на своих и международных рынках, в то время как наши продавцы осуществляют продажу, в основном, внутри региона – это тоже одна из проблем, которая ведет к дисбалансу». В логистике торговли всё больше увеличивается роль информационных технологий (ИТ), а о покупателях с помощью Интернета теперь знают больше, чем они знают о себе. Всё это свидетельствует о том, что ключевым фактором развития любого производства сегодня является активное применение ИТ. На сегодня доля электронной торговли в России увеличивается, несмотря на то, что экономика в мире замедляется. Интернет-торговля во многих странах занимает порядка 20% экономики, данные тренды касаются и нашей страны, где она присутствует здесь и сейчас.

Сергей Завьялов, замглавы по производству макрорегионального филиала «Урал» ФГУП «Почта России» рассказал о том, как за последние годы эволюционировала логистика, и какие изменения произошли в «Почте России». «К настоящему моменту мы очень сильно эволюционировали в плане доставки продукции, поступающей к нам в отделения. У нас появилась конвейерная система, в работе применяется робототехника, которая позволяет развозить товары по конечным точкам. Есть онлайн-посылки и онлайн-курьеры. В самые короткие сроки отправляются крупногабаритные посылки более чем по 1000 направлений, а новые продукты выпускаются только с учетом рыночных сроков и тарифов. Некоторые отделения связи перепрофилированы специально для выдачи и приема посылок. До 2018 года с учетом специализированных окон количество отделений будет достигать 800 штук. На сегодня запущено 168 участков курьерской доставки, которые в этом году планируется увеличить до 250. С почтой становится работать легче, так как у нас осуществляется поддержка с помощью личного кабинета, и есть собственное мобильное приложение».

Вячеслав Голоскоков, начальник Уральского таможенного управления: «В Уральском регионе электронная коммерция в области поставок из-за границы составляет 99%. Поставки осуществляются тремя способами: международными почтовыми отправлениями, с помощью экспресс-перевозчиков и поставкой груза обычным путем через транспортные компании. Экспресс-перевозчики поставляют товары в Москву, мы, в свою очередь, работаем с между- народными почтовыми отправлениями, которые оформляются в специализированных центрах. Обработка почтовых отправлений сегодня рас- тет и по сравнению с прошлым годом увеличилась в шесть раз, составляя почти 25 миллионов оформлений в год. К сожалению, пока в России существует лишь один центр обработки почты, находящийся в Москве, что серьезно замедляет темпы работы, однако общей концепцией в ближайшее время предусмотрено создание семи крупных центров».