22. 10. 2017 |
11:32|
Мираторг: мясная империя

 

 

Братья Линник, Виктор и Александр, в середине 90-х занимались организацией досуга и проживания иностранных туристов в Москве. Кто-то из гостей посоветовал им заняться импортом европейских продуктов. Прислушавшись к совету, братья построили агропромышленный холдинг «Мираторг», один из ведущих производителей и поставщиков мяса на российском рынке. 

 

 

Как рождался «Мираторг»
Сейчас «Мираторг» – это вертикально интегрированный агропромышленный холдинг с годовой выручкой свыше миллиарда евро, а по производству свинины он давно занимает первое место в России.

 
Известно, что все началось в конце восьмидесятых, когда братья Линник работали инженерами в конструкторском бюро на закрытом оборонном предприятии, занимавшемся плазменными панелями. Знакомые Линников рассказывают журналистам, что братья всегда были вместе: учились, работали, создавали бизнес.

 
«Зарплата инженера тогда составляла 160 рублей в месяц, $50–60, тогда как в туризме мы могли зарабатывать по $100 в день», – рассказывал в интервью Виктор Линник. Братья встречали в аэропорту иностранцев, размещали их в гостиницах и провожали на экскурсии. Один из клиентов посоветовал им купить машину сухого молока в Голландии и переправить ее в Россию. Именно этот клиент предоставил россиянам товарный кредит.

 

 
Первая машина сухого молока принесла неплохой заработок, после чего братья всерьез занялись импортом продуктов питания, в том числе мяса. В 1995 году была учреждена компания «Мираторг». В девяностые стать импортером было несложно, Россия была новым большим рынком, и западные компании с радостью давали российским импортерам товарные кредиты.

 
Вырваться из числа многих, кто занимался импортом, компании помог кризис 1998 года. Многие российские компании не смогли исполнять свои контракты из-за резкой девальвации рубля. Линники сумели договориться с поставщиками и проявили себя как надежные партнеры.

 

Официальная государственная инспекция Объединенных Арабских Эмиратов в 2015 году аттес­товала предприятия холдинга в Брянской области на поставки халяльной продукции в ОАЭ. «Мираторг» уже провел тестовые отгрузки и отстраивает сис­тему дистрибуции в регионе

 

 

Бразильский успех
Осознавая, что курятиной, «ножками Буша», занимаются все кому не лень, братья приняли решение завозить свинину и говядину. Как вспоминает Сергей Юшин, глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (создана по инициативе «Мираторга»), братья решили ввозить мясо из плохо освоенных российскими импортерами стран Латинской Америки. «Бразильцы продавали мясо по ценам ниже, чем ЕС и США», – говорит Юшин. А в 1999 году компания «Мираторг» заключила эксклюзивный контракт с бразильской корпорацией Sadia.

 

 

 
Сначала компания закупала продукцию Sadia через трейдера, потом – по контракту с европейским представительством, а затем делегация «Мираторга» слетала в Бразилию на переговоры с владельцем Sadia, вспоминает вице-президент «Мираторга» Александр Никитин. «Нам дали эксклюзив, потому что мы взялись обеспечить объемы», – объясняет Никитин. Через год компания «Мираторг» получила еще один эксклюзивный контракт – с бразильской компанией Minerva Foods, крупнейшим производителем говядины в Южной Америке.

 
Успех от работы с Бразилией компания «Миратог» ощутила в 2003 году. Вводили квоты на импорт, и делалось это по историческому принципу: на каждую страну-поставщика записывалась определенная доля в общем объеме импорта по каждой категории мяса (птица, свинина, говядина), и импортеры получили квоты по странам согласно совокупному объему продукции, который ввозили. Благодаря этому «Мираторг», уже работавший с Бразилией, доля которой на российском рынке была мала, получил право ввозить продукцию из США. На американскую курятину приходилось 75% российского рынка мяса птицы. Импорт курятины сверх квот был запрещен, свинины и говядины – разрешен по повышенным таможенным ставкам. К 2005 году выручка «Мираторга» составила 9,3 млрд рублей, а чистая прибыль – 320 млн рублей.

 

 

Рост в кризис
От введенных санкций российские компании-производители только выиграли. Агрохолдинг «Мираторг» не исключение. В 2015 году компания существенно увеличила производство мяса птицы и говядины, а объем продаж вырос на 19%, до 583 тыс. тонн.

 
Холдингу за 2015 год удалось существенно увеличить поставки мяса на розничный рынок и в сегмент HoReCa (рестораны, отели, кейтеринговые компании). «Брянский бройлер», входящий в АПХ «Мираторг», по итогам 2015 года произвел более 75,6 тыс. тонн охлажденного мяса цыплят-бройлеров, что в 2,5 раза превысило показатели 2014-го.

 
«Брянский бройлер» внесен в реестр атте­тованных на поставки мяса птицы в Европейский Союз и уже в ближайшем будущем планирует начать поставки продукции европейскому потребителю. Компания также начала производство курятины, соответствующей стандарту халяль – с перспективой поставок нового продукта как на рынки стран СНГ, так и в дальнее зарубежье.

 
Также холдингу удалось увеличить производство свинины на 11%, в этом сегменте рынка «Мираторг» занимает лидирующие позиции. Крупнейший в России   мясоперерабатывающий комплекс СК «Короча» за 2015 год произвел 307,3 тыс. тонн продукции, что на 5% превышает показатель 2014-го. Компания планирует расширить экспортные поставки свинины, ориентируясь, прежде всего, на рынки Китая и других стран Юго-Восточной Азии. 

 
В 2015 году «Мираторг» открыл семь новых ферм, и по итогам года компания получила приплод в 111 тыс. телят – крупнейший в истории подотрасли специализированного мясного скотоводства в России. Компания планирует существенно нарастить объемы экспорта говядины в рамках диверсификации рынков сбыта. Официальная государственная инспекция Объединенных Арабских Эмиратов в 2015 году аттестовала предприятия холдинга в Брянской области на поставки халяльной продукции в ОАЭ. «Мираторг» уже провел тестовые отгрузки и отстраивает систему дистрибуции в регионе.

 
«Экспорт мяса – это новое направление для «Мираторга», для всей индустрии и для государства, – рассказал президент «Мираторга» Виктор Линник. – Однако надо осознавать, что на глобальном рынке нас никто не ждет, поэтому гладкой дороги не будет. Но мы умеем быстро учиться и знаем потенциал нашей страны, поэтому у меня нет сомнений, что Россия, отечественные производители, сумеют стать заметными игроками на мировом рынке мяса. Теперь важно, не разбрасываясь ресурсами и не меняя правил игры, сосредоточиться на решении этой задачи».